Само понятие «транспортная логистика» впервые было озвучено во время Общеевропейского Конгресса, проводившегося в столице ГДР в 1974 году. Именно тогда и были зафиксированы основные цели, задачи и сферы приложения нового направления в бизнесе. Если описать транспортную логистику в общедоступных терминах, то это организация доставки любых партий товара в конкретное место назначения в оговоренные сроки, при этом задача сводится к минимизации транспортных и сопутствующих расходов посредством оптимизации маршрута движения. Рынок логистических услуг в развитых странах сформировался как отдельное направление в 90-е годы, и с тех пор его объемы растут по закону арифметической прогрессии (примерно на 20% ежегодно). В России данное направление начало развиваться по мере становления рыночной экономики и продолжает прогрессировать по сей день.

Следует отметить, что по темпам развития отечественная транспортная логистика всё ещё отстаёт от западной, что связано с дефицитом культуры ведения бизнеса. Сказывается также отсутствие в логистических компаниях бизнес-планов, которые бы достаточно прозрачно разграничивали права и обязанности специалистов данного профиля. Имеются и другие факторы, оказывающие отрицательное воздействие на становление российской транспортной логистики:

  • дестабилизирующие экономическую ситуацию в стране причины;
  • отставание в темпах развития промышленного производства;
  • недостаточно высокий уровень МТБ;
  • откровенно плохое состояние транспортной инфраструктуры.

Но и поводы для оптимизма есть, поскольку медленно, но уверенно налаживается введение в строй новых объектов, входящих в систему снабжения/сбыта товаров. Не стоит на месте и подготовка специалистов соответствующего профиля. И хотя пока транспортный логист высокого уровня всё ещё профессия дефицитная, но сдвиг в этом направлении имеется. Транспортная логистика как сфера бизнеса подразделяется на внутреннюю, отвечающую за транспортировку товаров между подразделениями и филиалами одной компании, внешнюю (когда доставка товара происходит от производителя к представителям дистрибьюторской сети) и международную (интернациональные грузоперевозки).

Различают следующие категории транспортных перевозок:

  • унимодальные, когда для доставки товара используется один вид транспортных средств;
  • мультимодальные, когда за организацию грузоперевозок отвечает один организатор, а сама доставка товара производится с использованием разных видов транспорта, при этом в качестве официального перевозчика обычно выступает тот вид транспорта, на долю которого приходится большая часть маршрута, а остальные являются клиентами;
  • интермодальные, особенностью которых является наличие одного организатора и нескольких используемых разновидностей транспорта. При этом организатор отвечает за процедуру транспортировки товароматериальных ценностей от начальной точки до конечной через промежуточные (перевалочные) пункты. Сфера ответственности носит совокупный характер и делится равномерно между всеми участвующими в процессе перевозчиками;
  • смешанные, основной характеристикой которых можно назвать использование двух разновидностей транспортных средств (например, автомобильного и морского). Одно из ТС используется для транспортировки груза до места базирования другого, без наличия перевалки с промежуточным складированием товара;
  • комбинированные, работающие по той же схеме, что и смешанные. Но с использованием большего количества видов ТС.

Должностные обязанности транспортного логиста.

Логист по грузоперевозкам – это специалист, основной задачей которого является оптимизация транспортных потоков. Сфера его деятельность охватывает все этапы грузоперевозок, от составления оптимальных схем и маршрутов движения по сопровождения грузов и оформления приёмо-сдаточной документации. В силу сложности поставленных задач менеджер по логистике относится к звену руководящего состава. На эту должность принимают специалистов с высшим образованием (экономическим/техническим) и желательным опытом практической работы в данной сфере. Логист по грузоперевозкам должен знать:

  • нормативную базу, касающуюся всех аспектов логистической деятельности;
  • основы планирования бизнес-процессов;
  • базовые принципы построения оптимизированных логистических систем и связей;
  • основы транспортного/таможенного законодательства;
  • современные принципы организации схем грузоперевозок с привлечением всех видов транспортных средств; способы управления складскими запасами;
  • основы науки составления бизнес-планов, соглашений, договоров, контрактов;
  • методы анализа спросов на продукцию компании, способы изучения конъюнктуры рынка;
  • как оформлять транспортную, снабженческую, таможенную, складскую, финансовую документацию;
  • методы логистического анализа и соответствующий математический аппарат;
  • основы финансового, маркетингового управления;
  • базовые знания в области социологии, психологии, навыки делового общения;
  • в обязанности логиста по грузоперевозкам входит знание норм организации ОТ и соблюдения правил ТБ при осуществлении грузоперевозок.

Типовая должностная инструкция транспортного логиста включает такие пункты, как общие положения, касающиеся данной профессии, должностные обязанности и права, условия работы и ответственность специалиста. Функциональные обязанности транспортного логиста:

  • выработка логистических рекомендации по управлению цепями транспортных поставок, документальное обоснование рекомендаций;
  • составление оптимальных транспортных маршрутов грузоперевозок;
  • обеспечение доставки партий товара в оговоренные сроки с минимизацией транспортных и сопутствующих затрат;
  • организация и контроль мероприятий, направленных на обработку, отправку, складирование грузов и сопроводительной документации;
  • осуществление мер по обеспечению сохранности перевозимых грузов с целью их своевременной доставки;
  • выбор наиболее эффективных видов транспорта, контроль за их наличием, организация оптимальной транспортировки товара, организация и контроль за осуществлением погрузочно-разгрузочных операций;
  • оформление инструкций по транспортному сопровождению перевозимых товаров;
  • организация размещения груза в случае его доставки по месту назначения, контроль за правильностью составления приёмо-сдаточных актов;
  • ведение отчётности и учёта с использованием автоматизированных рабочих мест, составление документов, подтверждающих соблюдение сроков грузоперевозок;
  • обеспечение сохранности товара во время транспортировки и при перевалке груза;
  • отслеживание маршрута передвижения транспортных средств, задействованных в грузоперевозках с использованием современных средств слежения;
  • принятие необходимых мер в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств на пути следования товара;
  • обеспечение роста прибыльности компании благодаря снижению себестоимости логистических поставок;
  • участие в мероприятиях, направленных на повышение квалификации логиста по грузоперевозкам.

Ответственность транспортного логиста, служебные взаимоотношения.

Являясь специалистом, принимающим важные решения, касающиеся оптимизации логистических схем компании, логист по грузоперевозкам является лицом, несущим ответственность за следующие действия:

  • невыполнение в полном/частичном объёме должностных обязанностей, определённых ДИ, приказов/распоряжений начальства;
  • ухудшение эффективности производственного процесса в результате принятия непродуманных и неоптимальных логистических решений;
  • искажение результатов деятельности логистической службы;
  • нарушение работником трудовой дисциплины, несоблюдение внутреннего распорядка;
  • бездействие при возникновении ситуаций, представляющих опасность для компании;
  • поведение во время выполнения должностных обязанностей, не соответствующее принятым моральным нормам;
  • расточительство финансовых и материальных активов компании;
  • предоставление контрагентам неправдивых данных;
  • срыв сроков предоставления руководству отчётности;
  • нарушение принципов конфиденциальности/коммерческой тайны.

В процессе выполнения штатных обязанностей транспортный логист взаимодействует с бухгалтерией, складами, техотделом, производственно-экономическим подразделением, ОТК, службой охраны компании и инженерным подразделением.

Права транспортного логиста.

Согласно ДИ, логист по грузоперевозкам обладает следующими правами:

  • предоставлением в распоряжение специалиста рабочего места, в полной мере соответствующего отраслевым нормативным требованиям ОТ и условиям, определённым коллективным/трудовым договором;
  • обеспечением своевременной выплаты зарплаты, размер которой соответствует квалификации специалиста, сложностью функциональных обязанностей, качественными/количественными оценками проделанной по результатам отчётного периода работы;
  • правом на отдых, предоставление положенных выходных/праздничных дней, оплачиваемых отпусков согласно графику;
  • вступлением в профсоюзные организации с целью соблюдения прав работников;
  • возможностью участия в управлении компанией в рамках трудового договора и действующего законодательства;
  • правом на возмещение вреда, нанесённого здоровью во время исполнения должностных обязанностей; правом на социальное страхование в рамках действующих федеральных законов;
  • беспрепятственным предоставлением документов, касающихся сферы профессиональных интересов транспортного логиста.

Источник: https://econom-trans.ru/useful/obyazannosti-logista-po-gruzoperevozkam.html