Полезная информация

Академия Экспорта и Логистики Узбекистана. История успеха

Наша цель — обучение и повышение квалификации национальных кадров в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития Узбекистана 

28 ноября 2017 года между ООО «Ассоциация по развитию бизнес логистики» и Академией Экспорта Баден-Вюрттемберг ГмбХ (Германия) подписано Соглашение «О сотрудничестве», в рамках которого была достигнута договорённость о создании в Узбекистане Академии экспорта и логистики.

26 января 2018 года Академия экспорта и логистики прошла государственную регистрацию в хокимияте г.Ташкента и получила Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (Свидетельство № 569491).

26 апреля 2018 года Академия экспорта и логистики получила Лицензию за № КМО 0006 на право осуществления образовательной деятельности  по программам повышения квалификации государственных служащих и предпринимателей Узбекистана в области развития внешнеэкономической деятельности, экспорта и логистики.

В образовательную программу Академии экспорта и логистики входит организация и проведение учебных курсов повышения квалификации государственных служащих и предпринимателей Узбекистана, а также мастер-классов, учебных семинаров и тренингов.

Обучение будет проводиться в виде лекций, семинаров и практических занятий, в том числе в формате вебинаров.

Текущая деятельность Академии Экспорта и Логистики осуществляется под эгидой и при поддержке Министерства внешней торговли Республики Узбекистан.

Источник: el-academy.uz

Подробнее

Учимся управлять грузопотоками: полезные советы логисту.

 

Сегодня сайты по поиску работы буквально пестрят такими вакансиями, как экспедитор, менеджер по логистике, менеджер по организации перевозок и подобными. Все эти профессии можно объединить в одну фундаментальную – логист. Такие специалисты занимаются простой, на первый взгляд, работой — организацией доставки различных грузов от отправителя к заказчику.

На практике профессия логиста подразумевает определение маршрутов и затрат на перевозку, организация складирования, учета и погрузки товара, проведение таможенных операций и т.д. Нужно знать и понимать всю логистическую цепочку, иметь «цепкий» ум, пунктуальность и разумную дотошность. Что и говорить – работа сложная, но дает прекрасные возможности для карьерного продвижения и роста финансового благосостояния. Как же превратиться из «зеленого» новичка в прожженного и умудренного опытом логиста?

Что должен уметь грамотный логист?

Прежде, чем давать советы логисту по работе, нужно определить – чем все же должен заниматься логист и какие требования предъявляют работодатели к специалистам данной профессии?

Итак, основные обязанности логиста включают такие операции:

  • создание и контролирование транспортной цепочки — определение формата транспортировки, оптимального маршрута грузоперевозок с минимальными затратами, координация действий всех участников операции по перемещению товаров;
  • управление складированием, учетом хранимого товара и погрузочными работами (приемка товара на склад, дробление, контроль за режимом хранения и своевременная погрузка);
  • ведение документооборота (обычно в 1С) – составление и контроль за содержанием и исполнением договоров и счетов, формирование отчетов, анализ дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами, а также общих затрат на логистику;
  • управление работой водителей, своевременное фрахтование транспорта на выгодных для компании условиях;
  • сопровождение ВЭД — оформление согласно таможенному законодательству сопроводительных документов, деклараций, согласований на перевозку нестандартных грузов, мониторинг уплаты пошлин и т.д.

Работа логиста подразумевает общение с десятками людей каждый день: взаимодействие с представителями заказчиков и партнеров, оперативное оповещение контрагентов об изменениях условий сотрудничества и цен на услуги и другое.

Логист – это, в буквальном смысле, мастер на все руки. Любой опытный представитель данной профессии знает, что главные требования к специалисту в его профессии – это…

  • широкие познания в географии грузоперевозок, транспортном и таможенном законодательстве, нюансах страховых услуг, бухгалтерских, юридических и финансовых сферах;
  • свободный английский язык (еще лучше – дополнительно немецкий или французский);
  • умение владеть основными офисными программами и знаниями в сфере документооборота;
  • «живой» ум, умение быстро решать проблемы любого уровня и «железные» нервы. Чтобы добиться успеха в логистике, нужно много учиться и работать – и успех неминуем!

Простые советы логисту, который хочет добиться успеха в профессии

  • Начните карьеру в небольшой государственной транспортной компании

Многие новички стремятся сразу попасть в крупную частную компании, но это сродни лобовой атаке на поезд – иногда человек просто не выдерживает груза обязанностей. В небольшой компании вы сможете быстро освоить все нюансы профессии и навыки работы логиста – отличная подготовка перед более серьезными задачами!

  • Учиться, учиться и еще раз учиться!

Лучше задать 100 вопросов и сделать все правильно, чем один раз ошибиться – логистам редко прощают ошибки, ведь они обходятся очень дорого!

  • Закаляйте характер.

Логистика – это постоянное общение с огромным количеством людей, и не все из них понимающие и адекватные. Четко разделяйте важное и второстепенное, не поддавайтесь на провокации и будьте спокойны – вы же не хотите перегореть уже через месяц! Развивайте коммуникабельность и начните изучать психологию – пригодится.

  • Выучите несколько иностранных языков.

Если вы будете знать английский и немецкий, ваши шансы на высокооплачиваемую работы возрастают на 400%. Увлекательной, спокойной и прибыльной работы!

Автор: Дмитрий Симонов

Источник: https://cargolink.ru/ls/blog/3687.html

Подробнее

Расходы по железнодорожным перевозкам при экспорте будут компенсированы.

Утверждено Положение о порядке компенсации расходов по транспортировке при экспорте продукции за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

В соответствии с утверждённым правительством Узбекистана документом установлен порядок возмещения местным предприятиям-экспортерам до 50 процентов расходов при экспорте продукции по перевозкам железнодорожным транспортом за счет Государственного бюджета.

При этом Агентство по продвижению экспорта определён уполномоченным органом по предоставлению компенсаций вовлечённым в экспорт субъектам предпринимательства.

С текстом документа можно ознакомиться здесь.

Подробнее

Нестандартные грузы требуют нестандартных логистических ходов.


Есть общее правило: чем «негабаритней» груз, тем меньше количество вариантов перевозки и выше их стоимость. Предельную важность обретает определение оптимальной логистической схемы. И здесь очень многое зависит от умения перевозчика мыслить сразу в нескольких плоскостях.
Негабаритными общепринято считать крупногабаритные и/или тяжеловесные объекты, при автомобильной перевозке которых габариты автопоезда с грузом превышают 20 метров по длине, 2,55 метра по ширине и 4 метра по высоте, а общая масса больше 44 тонн. К таким грузам относится сверхтяжелая техника, промышленные агрегаты, энергетические установки, громоздкие металлоконструкции и т.п., которые невозможно разделить на части без риска повреждения.

При реализации крупных проектов как минимум регионального масштаба – строительстве и модернизации заводов, инфраструктурных сооружений типа портов и терминалов и т.п. – возникает потребность в перевозке не одного, а многих (порой нескольких десятков) «негабаритов», являющихся частями единого комплекта оборудования. На языке логистики такие масштабные операции называются проектными грузоперевозками.

И потребность в них возникает все чаще! Создание и модернизация производств, удаленных от больших транспортных магистралей, порой наталкиваются на сложности доставки объемных и массивных грузов наземным путем. Не слишком развитая дорожная инфраструктура России становится фактором неопределенности (долго/дорого/вообще невозможно – нужное подчеркнуть) на пути перспективных проектов. Одним из возможных выходов может стать использование водного транспорта: Россия располагает густой сетью внутренних водных путей общей протяженностью свыше 100 тысяч километров.

Решение находят инженеры
Перевозка «негабарита» – сложный многоступенчатый процесс, требующий высокой логистической квалификации, большого практического опыта, актуальных знаний об особенностях транспортной инфраструктуры, наконец, интуиции, ни в коей мере не предполагающей работу на авось.

А начинается все с получения возможно более полной информации о грузе – размерах, весе и позициях. Это позволяет рассчитать необходимый для перевозки транспорт и выработать варианты схем доставки.

Вот ряд примеров из реального опыта перевозок, осуществленных компанией «Глогос проект», чтобы было понятно, о чем идет речь.

Пример 1. Мультимодальность
Проблема: специализированная машина-солеподборщик массой около 300 тонн в разобранном виде (42 грузовых места) перевозилась из города Олэт (штат Канзас, США) в поселок Нижний Баскунчак (север Астраханской области) на расстояние свыше 9600 км. Грузу предстояло проехать по дорогам США почти 2000 километров до порта Джексонвилл, затем пересечь Атлантику, выгрузиться в российском порту и автотранспортом добраться до места назначения.

Решение: инженеры компании «Глогос проект» разработали несколько схем мультимодальной перевозки с учетом особенностей транспортной (водной и наземной) инфраструктуры. Опорная схема доставки (Олэт-порт Джексонвилл-порт Констанца-порт Ростов-на-Дону-Нижний Баскунчак) была выбрана по нескольким причинам: перемещение по автомобильным дорогам минимально (габариты груза более 6 м по ширине и 4 м по высоте значительно осложняют и удорожают транспортировку по дорогам общего пользования); порт Ростов не принимает океанские суда, поэтому в схеме предусмотрен промежуточный пункт – порт Констанца, где груз был перевален на собственное судно класса «река-море», способное при необходимости достичь речных портов Нижне-Волжского бассейна.

Анализ:

выбор маршрута с минимальным наземным плечом позволил значительно снизить финансовые и временные затраты на реализацию проекта.
Альтернативный вариант предполагал автомобильную транспортировку груза от порта Санкт-Петербург до места назначения (плечо доставки более 1900 км), связанную со значительными ограничениями при транспортировке по дорогам III и IV категорий и отсутствие возможности использования дорог V категории (ширина дорожного полотна 4,5 м). Также на выбор маршрута повлияло наличие собственного линейного флота (Констанца-Ростов), позволившего снизить общую стоимость морской перевозки.

Пример 2. Изменение транспортной инфраструктуры
Проблема: доставка двенадцати 50-метровых обсадных колонн для Аксайского НПЗ в Западном Казахстане. Маршрут доставки: порт Альсанджак (Измир, Турция) – город Аксай (Западно-Казахстанская область, Республика Казахстан). Основная сложность заключалась в значительном объеме груза — около 3 тысяч кубометров, и отсутствии близких к пункту назначения водных путей.

Решение: проект, разработанный инженерами компании «Глогос проект», предусматривал отсутствие необходимого кранового оборудования для обработки объемного груза в речных портах Нижне-Волжского региона. Поэтому окончательный вариант транспортировки включил перевалку колонн в порту Ростов, располагающий нужными кранами, на специализированный автопоезд и наземную транспортировку по территории Ростовской, Волгоградской (Россия) и Западно-Казахстанской (Казахстан) областей. В ходе инженерного обследования (сюрвея) маршрута выяснилось, что требуется изменение дорожных сооружений на ряде участков: поднятие проводов ЛЭП, демонтаж ограждений и т.п.

Анализ:

транспортировка негабаритных грузов часто сопряжена с необходимостью изменения портовых и дорожных сооружений.
Так, для выгрузки и хранения в необорудованных портах могут сооружаться временные причалы, строиться подъездные пути и хранилища, использоваться мобильные краны большой грузоподъемности. На дорогах может производиться укрепление мостов, путепроводов, оборудоваться съезды, демонтироваться ограждения, подниматься провода ЛЭП и т.п. Масштабы и стоимость таких работ определяются после инженерного обследования маршрута.

Проект 3. Изменение класса судоходности реки
Проблема: доставка оборудования (адсорбер, обсадные колонны, регенератор) общим весом более 1500 т и суммарным объемом около 12,5 тыс. м3 по маршруту Шанхай-пос. Маяк (Самарская область) для НПЗ ПАО «Лукойл». Основная сложность – слабая дорожная структура в районе места назначения и отсутствие оборудованных причалов на ближайших реках.

Решение: для реализации проекта инженеры компании «Глогос проект» выбрали доставку водным транспортом. В порту Констанца (Румыния) груз был перевален на суда класса «река-море» и затем доставлен по реке Дон, Волго-Донскому каналу и по Волге до ее маловодных притоков – рек Чапаевки и Криуши, фактически несудоходных. Совместно с судоходной инспекцией по реке был проложен фарватер и согласовано время прохождения судов с графиком сброса воды Саратовской ГЭС. Таким образом,

для выполнения проекта потребовалось ни много ни мало, а изменить (пусть даже и временно) класс судоходности реки!
Анализ: внутренние водные пути часто являются оптимальным способом перевозки негабаритных грузов. С учетом времени, необходимого для согласования таких перевозок с надзорными органами и местными властями, перевозка по рекам может сократить транзитное время и стоить дешевле, чем перевозка специализированным автотранспортом.

Как видите, перевозка крупногабаритных и/или сверхтяжелых грузов – задача, которая под силу далеко не всем грузоперевозчикам. Только располагая опытными высококвалифицированными специалистами, умеющими оперативно решать нестандартные задачи, логистическая компания может браться за такую сложную и кропотливую работу, воплощая в жизнь самые невероятные проекты.

Автор — генеральный директор компании «Глогос проект»
Константин Гриневич

Подробнее

Будущее уже рядом: как изменился рынок грузоперевозок.

Как модернизация меняет рынок грузоперевозок? Поговорим об инновациях, которые вошли в бизнес!
Новые технологии, несомненно, меняют всю нашу жизнь, в том числе и работу. Еще 50 лет назад беспилотники казались чем-то невероятным, а сегодня многие компании, не говоря уже о Tesla, разрабатывают беспилотные машины — легковые, грузовые и сельскохозяйственные. Вместе с МониторингАвто разбираемся, как изменился рынок грузоперевозок за последние годы из-за новых технологий?
Электронный документооборот
Мы уже рассказывали об электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Что еще принес прогресс в работу с документами?
Все больше компаний отказываются от бумажной волокиты и переходят на электронный документооборот. Например, в «Леруа Мерлен» планируют полностью перейти на ЭДО к 2020 году. Аналогичный сценарий на всех своих поставщиков распространяет парфюмерная сеть «Иль Де Ботэ». Почему? Очевидно, что такой формат позволяет упросить процесс закупок и отгрузок, приема-передачи груза, доставок и прохождения таможни. Помимо этого, электронные накладные снижают шансы на возникновение ошибок и задержек. Системы бухгалтерского и складского учета контролируют поставщика и фиксируют такие нарушения, как недопоставка или нарушение сроков. При любых расхождениях оформляется соответствующий акт, и уже на следующий день вы получаете полный комплект исправленных документов.
«Есть нововведение, которое упростит взаимоотношения участников перевозочного процесса – введение электронной накладной, — считает Артем Королев, директор департамента логистики ОТК “ЮниТранс”. — Обмен электронными документами не только защитит от подделок и ошибок в документах, поможет сэкономить время и ресурсы, но и в конечном итоге повысит операционные показатели компаний, ускорив оборачиваемость средств».
И хотя многие компании стремятся перейти на электронный документооборот, до полного преобразования еще далеко, так как речь больше идет об отдельных процессах, а не масштабной реорганизации.
Роботизация складской логистики
В последние годы в мире наметился явный тренд на роботизацию складской логистики — перемещением паллет и товаров на крупных складах занимаются в основном машины. Однако в России история с роботами находится пока в зачаточном состоянии – если сравнивать с мировой практикой. Такие гиганты ритейла, как Amazon и Walmart, сделали ставку на роботизацию складов и сумели значительно сократить издержки.
Amazon использует промышленных роботов для отбора и упаковки товаров на складе, благодаря чему на 20% снизились операционные расходы. Цикл операций для конкретного товара сократился с 60-75 до 15 минут, а пространство складов удалось оптимизировать на 50% за счет более рационального использования.
Walmart использует роботизированную инвентаризацию складов с помощью дронов. Они перемещаются внутри логистических центров, делая 30 фотокадров в секунду – это позволяет инвентаризировать огромный склад за один день.
Технологии Интернета вещей (IoT) на складах могут управлять освещением, кондиционированием и вентиляцией, контролировать работу систем безопасности и доступ на склад, регулировать режим влажности и температуры там, где это необходимо. А датчики, установленные в зоне отгрузки, могут обеспечить дополнительный контроль отправки грузов и защитить от ошибок и пересортицы на этом этапе. Органично в эту картину вписываются и сервисы мониторинга транспорта, позволяющие отследить машину и груз на всех этапах: от хранения до перевозки.
Беспилотная доставка
Что мешает доставке работать как часы? Человеческий фактор во всех процессах. Опоздавший курьер, невнимательный экспедитор, заснувший водитель — так нарушаются сроки, теряются грузы, налагаются штрафы.
Будущее уже рядом — КамАЗ планирует наладить к 2025 году серийный выпуск беспилотных грузовиков. Конечно, это не совсем завтрашний день, ведь существует множество технических и юридических нюансов, но в скором времени появление беспилотных доставок вполне возможно.
«В сфере логистики всё большее значение приобретает временная точность, которую существующими ресурсами и технологиями грузоперевозчики обеспечить не могут. Если появятся проекты, которые смогут предложить рынку точную логистику за приемлемые деньги, к ним и клиенты, и инвесторы в очередь выстроятся, — уверен Алексей Прыгин, исполнительный директор «МаксиПост». — Решение проблемы сроков связывают, прежде всего, с разработкой автономного транспорта, что может привести к существенному сокращению и сроков, и стоимости доставки товаров. Компания Amazon уже начала эксперименты по доставке грузов с помощью беспилотных грузовиков. Обещают, что тестирования грузовиков, оснащенных беспилотной системой управления, начнется на российских автомагистралях уже в этом году».
Преимущества очевидны: беспилотники экономичны, их можно эксплуатировать 24/7, не надо платить зарплату и они не уедут халтурить на машине компании. Вероятно, их появление на рынке перевернёт мир грузоперевозок: появятся дальнемагистральные маршруты между хабами с воздушными судами большой грузоподъемности, а внутри будут региональные хабы и сетевая доставка до «последней мили». Любопытно, правда?
Как обстоят дела в мире? Сетевые супермаркеты Kroger (2800 офлайн-магазинов) совместно со стартапом Nero уже запустили доставку продуктов с помощью беспилотного авто: онлайн-заказ собирается сотрудниками магазина на месте, а затем его доставляют в одном из автономных ТС. Затем клиент получает персональный код, чтобы разблокировать нужный отсек в автомобиле и забрать товары. Почти каршеринг!
Курьеры-дроны также перестали быть экзотикой: они в ходу у Amazon, в России их планирует внедряет в работу «Почта России»
Искусственный интеллект вместо диспетчера
Оптимизация стала кредо не только работников логистической отрасли, но и всего мирового сообщества. И если до массового внедрения беспилотников еще далеко, то искусственный интеллект уже сейчас заменил человека. Оптимизируются маршруты, ставятся под контроль все параметры работы транспорта — продолжительность и скорость движения, пробег, расход топлива, сокращаются простои за счёт оптимальной загрузки транспорта.
«В центре внимания сегодня — автоматизация заказов и их диспетчеризация, — уверен Андрей Савин, акционер внутригородского агрегатора b2b-перевозок Vezubr. — Исследования показывают, что простои транспортных средств (ТС) внутри города колоссальны. Лишь половину времени грузовое ТС в условиях современного города находится в заказе, ещё столько же — оно его ожидает или едет пустым с или до заказа. Эффективность в городе можно поднять минимум вдвое, это большой рынок и хорошая прибыль. Кроме того, значительная часть рынка находится в серой зоне. Приписки времени водителями, за которые расплачивается грузовладелец, непрозрачная система контроля движения ТС, вопрос чистой бухгалтерии — эти проблемы никуда не делись. Сегодня компании на нашем рынке (и не только на нашем) уже давно не конкурируют услугами по перевозке. Они конкурируют финансовой моделью, костами, бизнес-процессами. Вот почему сегодня нужно автоматизировать именно диспетчеризацию грузов и управление загрузкой машина на основе технологий искусственного интеллекта».
Мониторинг транспорта
Оптимизацию работы автопарка обеспечивает система мониторинга транспорта, позволяющая контролировать все процессы перевозок и технические характеристики машин от скорости и местоположения до открытия/закрытия дверей. Благодаря датчикам мониторинга, перевозчик может отслеживать не только все действия водителя во время поездок, но и такие данные, как температура в грузовом отсеке, открытие дверей фургона.
Благодаря системе мониторинга, компания может сократить расходы на обслуживание автопарка на 38% и заслужить лояльность своих клиентов.
Источник: МониторингАвто.
С сайта: el-academy.uz

Подробнее

Местные машины


Daewoo Damas — микровэн южнокорейской компании GM Daewoo. Выпускается с 1991 года и является почти полной копией Suzuki Carry. На данный момент производится второе поколение 7/5 местного микроавтобуса. На некоторых рынках Daewoo Damas известен как Daewoo Attivo, а после приобретения Daewoo концерном GM автомобиль также стали продавать как Chevrolet CMV.

Damas оснащаются двигателем объёмом 0,8 л мощностью в 38 л.с и механической КПП. В качестве заказного оснащения предлагается кондиционер. Расход топлива в городском режиме 4,1 литра на 100 км. Сидения в салоне расположены друг за другом в три ряда по схеме: 2+3+3. Грузоподъёмность — 560 килограмм.[1] Так же выпускается мини-грузовик Labo.

Labo — это небольшой мини-грузовик грузоподъемностью до 550 кг. Автомобиль является модификацией модели Damas с открытым бортовым кузовом и предназначен для осуществления перевозок в городской и сельской местности на короткие расстояния. Он оснащается трехцилиндровым двигателем объемом 0,8 литра мощностью 38 лошадиных сил, пятиступенчатой механической коробкой передач.

Подробнее

Словарь транспортных терминов

Англо-русский словарь сокращений транспортно-экспедиторских
и коммерческих терминов и выражений ФИАТА.

FIATA’S CODE OF ABBREVIATIONS

Транспортные и экспедиторские термины и выражения Коммерческие термины и выражения (включая «Инкотермс») Международные конвенции и договоры

A

always afloat всегда на плаву (1)
а.а.r. against аll risks против всех рисков (2)
АС account current текущий счет, контокоррент
А/С for account of за счет кого-либо, чего-либо
асс. acceptance; accepted акцепт, принятие, приемка; принятый, акцептованный
асс.сор. according to the custom of the port согласно обычаям порта (3)
a.c.v. actual cash value стоимость при уплате наличными
a.d. a/d after date после даты, от сего числа
Add-on …tariff (also proportional rate or arbitrary [in USA]) тариф, основанный на принципе пропорциональности
ad val. (a/v) аd valorem (according to value) с ценности, с объявленной цены, со стоимости. Например: аd valorem duty  = пошлина, взимаемая в процентном отношении с цены товара (4)
ADN European Agreement concerning the International Carriage of Dangerous Goods on Inland Waterway Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов внутренним водным транспортом
ADP automated data processing автоматизированная обработка данных
АDR European Agreement concerning the international carriage of dangerous goods bу road Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов
АЕТR European Agreement concerning the work of crews of vehicles engaged in international road transport Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки
АFRА average freight rate assessment оценка среднего уровня фрахтовых ставок
Agcy agency агентство, представительство
Agt. agent агент, представитель, посредник
a.g.w.t. actual gross weight фактический вес брутто
АМТ Air Mail Transfer перевод воздушной почтой
А.О. account of на счет, на счет кого-либо
A/or and/or и/или
A/P account paid счет оплачен
аррrох. approximately приблизительно, около
A/R all risks (insurance) все риски (см. a.a.r.)
аrr. arrival прибытие, поступление
arrd. arrived прибывший, поступивший
a/s after sight после предъявления (тратты)
A/S alongside вдоль борта судна (см. FAS)
аsар as soon as possible как можно скорее, как только представится возможность
ASCII American Standard Code for Information Interchange Американский типовой код для обмена информацией
ass. associate партнер, компаньон; соединять, связывать
АТА actual time of arrival фактическое время прибытия
ATD actual time of departure фактическое время отправления, отхода
АТР Agreement for the International Carriage of Perishable Foodstuffs Соглашение о международной перевозке скоропортящихся пищевых продуктов
Atty attorney уполномоченный; доверенный; поверенный в суде; юрист; адвокат
auth. authorized уполномоченный; разрешено
aux. auxiliary вспомогательный, добавочный
av. average авария (убытки, причиненные судну, грузу и фрахту), средний
AWB Air Waybill авианакладная, воздушная накладная

(1) Условие чартер-партии (договора морской перевозки). Это условие обязывает фрахтователя предоставить судну в )порту погрузки или выгрузки такой причал или место, где судно могло бы производить погрузочно-разгрузочные работы, находясь всегда в плавучем состоянии.

(2) Условие страхования от всех рисков.

(3) Каждый международный морской порт имеет свои особенности, которые отражаются в официально принятых и публикуемых обычаях порта. В связи с тем, что для клиентуры сложно изучить обычаи каждого порта, в практическом плане целесообразно предусматривать в контрактах купли-продажи и в чартер-партиях конкретные условия и нормы погрузки и выгрузки судов, имея в виду, что договорные условия превалируют над обычаями порта.

(4) При таможенной пошлине, взимаемой на основе ад валорем, размер пошлины определяется в процентном отношении к стоимости товара в отличие от специфической пошлины, которая выражается в твердой ставке за единицу измерения товара.

B

В.А.С. bunker adjustment charge поправочный коэффициент к стоимости бункера
В.А.F. bunker adjustment factor см. В.А.С.
Bags/Bulk part in bags, part in bulk частично в мешках/частично навалом
В.С. bulk cargo насыпной, навалочный или наливной груз
B/D bank(еr’s) draft финансовая тратта, выставленная одним банком на другой (5)
b.d.i. both dates (days) inclusive включая обе даты, оба дня включительно
bdth. breadth ширина, пролет, просвет
Bdy. boundary граница
B/G bonded goods товары, находящиеся на таможенном складе и не прошедшие таможенную очистку
Bk. bank банк
Bkge brokerage брокерская комиссия, куртаж
B/L bill of lading коносамент (6)
blk. bulk масса, объем; навалом, насыпью
brl. barrel баррель (мера емкости), бочка
BUP Bulk Unit Programme Программа перевозок навалочных грузов в специализированных контейнерах
B.W. bonded warehouse таможенный склад; склад для хранения грузов, не прошедших таможенную очистку
bxs. boxes коробки

(5) Тратта — переводный вексель, т.е. документ, содержащий предложение векселедателя (трассант) плательщику по векселю (трассат) уплатить первому векселедержателю (ремитенту) или его приказу определенную денежную сумму в установленный срок. Тратты, выставляемые банком на банк, называется финансовыми траттами.

(6) Документ установленной формы, выдаваемый перевозчиком отправителю груза, перевозимого водным путем, подтверждающий принятие груза к перевозке и обязывающий перевозчика передать груз в порту назначения грузополучателю.

Оригиналы коносаментов в международной торговой практике служат товарораспорядительными и расчетными документами. При перевозке грузов на линейных судах, в отсутствие чартер-партии, коносамент выполняет роль договора морской перевозки. Коносаменты бывают: именными, т.е. выписанными на определенного грузополучателя; ордерными, выданными приказу получателя; предъявительскими. Сквозной коносамент — это транспортный документ, покрывающий перевозку груза до окончательного пункта назначения, включая перевалку в промежуточном порту.

C

САС currency adjustment charge поправочный валютный коэффициент
CAConf Cargo Agency Conference (IATA) Конференция грузовых агентов (ИАТА)
CAD cash against documents платеж наличными против грузовых документов
САF currency adjustment factor поправочный валютный коэффициент
САS сurrеnсу adjustment surcharge поправочная валютная надбавка
CASS Cargo Accounts Settlement System (IATA) Система регулирования расчетов за воздушные грузовые перевозки (ИАТА)
С.В. container base контейнерная основа, на базе контейнера
с.& d. collection and delivery взыскание платежей и доставка
с.b.d. cash before delivery уплата при доставке наложенным платежом, платеж наличными до сдачи товара
cbm cubic metre кубический метр
cc charges collect расходы подлежат уплате
CCL customs clearance таможенная очистка
CCS consolidated cargo (container) service организация сборных отправок грузов в контейнерах
ccx collect собирать, забирать, получать деньги, инкассировать, взимать
C/D customs declaration таможенная декларация
СЕМ European-Conference on goods train timetables Европейская конференция по согласованию расписания движения грузовых поездов
CEVNI European Code for Inland Waterways Европейский стандарт для внутренних водных путей
CFR Cost and freight (Incoterms) стоимость и фрахт (Инкотермс)
CFS container freight station товарная контейнерная станция, контейнерный пункт
С.Н. carriers haulage транспортировка средствами перевозчика
С.Н.С. cargo handling charges расходы по транспортной обработке грузов
Ch. fwd. charges forward расходы подлежат оплате грузополучателем
с.i.а. cash in advance наличными вперед, оплата наличными авансом
CIF cost, insurance and freight (Incoterms) стоимость, страхование, фрахт (Инкотермс)
c.i.f.& е. cost, insurance, freight and exchange стоимость, страхование, фрахт, включая курсовую разницу
c.i.f.i. & е. cost, insurance, freight, interest and exchange стоимость, страхование, фрахт, включая проценты по учету акцепта покупателя и курсовую разницу
с.i.f. & i. cost, insurance, freight and interest стоимость, страхование, фрахт, включая проценты по учету акцепта покупателя
с.i.f. & c. cost, insurance, freight and commission стоимость, страхование, фрахт, включая комиссию посредника
c.i.f.c. & е. cost, insurance, freight, commission and exchange стоимость, страхование, фрахт, включая комиссию посредника и проценты по учету акцепта покупателя
с.i.f.c.& i. cost, insurance, freight, commission and interest стоимость, страхование, фрахт, включая проценты по учету акцепта покупателя и комиссию посредника
с.i.f.i. & c cost, insurance, freight, interest and commission стоимость, страхование, фрахт, включая проценты по учету акцепта покупателя и комиссию посредника
c.i.f.L t. cost, insurance and freight, London terms стоимость, страхование и фрахт, Лондонские условия
с.i.f.w. cost, insurance and freight/war стоимость, страхование и фрахт/военные риски
CIM International Convention Concerning the Carriage of Goods bу Railway Международная конвенция о перевозке грузов железнодорожным транспортом
CIP Carriage and insurance paid to (Incoterms) перевозка и страхование оплачены до … (Инкотермс)
CIV International Convention on the Carriage of Passenger and Luggage by Railway Международная конвенция о перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом
CKD completely knocked down (unassembled) в полностью разобранном, демонтированном виде
Cl. classification классификация, номенклатура
clean B/L clean Bill of lading чистый коносамент (7)
сm centimetre(s) сантиметр(ы)
cm3 cubic centimetre(s) кубический сантиметр(ы)
CMR Convention on the Contract for the International Carriage of Goods by Road Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов
С/N consignment note транспортная накладная
сnее consignee грузополучатель
cnmt/consgt. consignment груз, партия товара, отправка
сnоr consignor грузоотправитель
C/O certificate of origin сертификат происхождения
C.O.D. саsh on delivery наличными при доставке, наложенный платеж
C.O.F.C. Container-on-Flat-Саг (rail flatcar) контейнер на ж.д. платформе
COMBITERMS System for cost distribution between seller and buyer according to Incoterms (among forwarders) Порядок разделения расходов между продавцом и покупателем согласно Инкотермс (среди экспедиторов)
СОР customs of port обычаи порта (см. асс.сор.)
С.О.S. саsh on shipment оплата наличными при отправке
COTIF Convention concerning International Carriage by Rail (CIM-CIV) Конвенция о международной перевозке по железной дороге (ЦИМ-ЦИВ)
С.Р. Customs of Port обычаи порта (см. асс.сор.)
СР carriage раid за перевозку уплачено, провоз оплачен
С/Р charter party чартер, чартер-партия, договор морской перевозки (8)
C/P blading charter party bill of lading чартерный коносамент (9)
CPLTC Conference Port Liner Term Charges Портовые расходы для конференциальных судов, работающих на линейных условиях
СРТ Carriage paid to (Incoterms) перевозка оплачена до… (Инкотермс)
CSC Container service charge плата за услуги, связанные с контейнерными перевозками
CSC International Convention on the Safe Transport of Containers (UN) Международная конвенция о безопасной перевозке грузов в контейнерах (ООН)
CSConf Cargo Services Conference (IATA) Конференция грузовых авиалиний (ИАТА)
CST Container Service Tariff тариф на контейнерные перевозки
С/Т Container Terminal контейнерный терминал
С.Т. conference terms конференциальные условия (10)
СТ combined transport смешанная перевозка (11)
СТD combined transport document транспортный документ смешанной перевозки
СТО combined transport operator оператор смеашанной перевозки
СТРС Cargo Traffic Procedures Committee (IATA) Комитет ИАТА по процедурам грузовых перевозок
cu.ft. cubic foot(feet) кубический фут(ы)
cu.in. cubic inch(es) кубический дюйм(ы)
cur. currency валюта, обращение, деньги, денежное обращение
CVGK customs value per gross kilogram таможенная стоимость за кг веса брутто
CVGP customs value per gross pound таможенная стоимость за фунт веса брутто
CWE cleared without examination очищено без досмотра
cwt hundredweight центнер (50,802 кг в Англии и 45,359 кг в США)
CWO cash with order оплата наличными при выдаче заказа
CY container yard контейнерное депо
currency валюта; денежное обращение; деньги

(7) Коносамент является чистым, если в нем не содержится каких-либо оговорок перевозчика, указывающих на недостатки в состоянии предъявленного отправителем груза или его тары. Коносаменты, содержащие порочащие грузы оговорки, как правило, не принимаются банками к оплате.

(8) Чартер — договор морской перевозки или договор о фрахтовании судна, т.е. соглашение, устанавливающее условия, на которых производится перевозка грузов морским путем. Основное содержание договора морской перевозки грузов заключается в том, что одна сторона (судовладелец) обязуется перевезти груз, а другая сторона (фрахтователь) обязуется уплатить за перевозку установленное вознаграждение (фрахт). Договор морской перевозки может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений. Договор морской перевозки широко применяется при перевозках внешнеторговых грузов и заключается обычно на основе определенной типовой формы (типового чартера).

(9) Коносамент, который содержит ссылку на условия чартер-партии.

(10) Конференциальные условия — это условия перевозки на морских судах, владельцы которых объединены специальным картельным соглашением. Одной из основных черт конференциальных соглашений является установление их участниками твердых тарифов на перевозки грузов на определенных направлениях.

(11) Перевозка с участием двух и более видов транспорта по единому транспортному документу.

D

D/A documents against acceptance выдача документов против акцепта
DАF Delivered at frontier (Incoterms) поставка франко граница (Инкотермс)
DAP documents against payment документы против платежа
D.А.S. delivery resp. delivered alongside ship доставка/доставлено с размещением вдоль борта судна
Dbk drawback недостаток; препятствие; возврат пошлины
DCAS Distribution Cost Analysis System система анализа распределения расходов
DDP Delivered duty раid (Incoterms) поставка с оплатой пошлины (Инкотермс)
DDU Delivered duty unpaid (Incoterms) поставка без оплаты пошлины (Инкотермс)
DES Delivered ех ship (Incoterms) поставка франко судно (Инкотермс)
DEQ Delivered ех quay (duty paid) (Incoterms) поставка франко причал (с оплатой пошлины) (Инкотермс)
DFP duty-free port  
dia diameter диаметр
dir. direct прямо, непосредственно; руководить, направлять
dm3 cubic decimetre(s) кубический дециметр(ы)
DOCIMEL Document CIM Electronique (Electronic CIM document) электронная накладная ЦИМ; электронный документ в рамках конвенции ЦИМ (12)
D/O delivery order деливери-ордер, распоряжение о выдаче товара
D/Р documents against payment документы против платежа (13)
DSTN destination пункт назначения
DWCC deаd weight cargo capacity полная грузоподъемность судна
DWT dead weight ton тонна дедвейта (14)

(12) Конвенция о международной перевозке грузов по железной дороге.

(13) Условие о выдаче покупателю грузовых документов только при уплате сумм счета.

(14) Грузоподъемность судна, выраженная в тоннах: максимальный вес груза, который судно в состоянии принять, сохраняя мореходность. Грузоподъемность может быть валовой (дедвейт) и чистой (дедвейт карго).

E

Е. & О.Е. errors and omissions excepted исключая ошибки и пропуски (15)
ЕСЕ International Convention for the Harmonization of Frontiers Controls of Goods Международная конвенция по гармонизации пограничного контроля за пропуском грузов
ECU European currency unit европейская валютная единица (ЭКЮ) (16)
EDI electronic data interchange электронный обмен информацией (17)
EDIF Electronic Design Interchange Format формат эскиза электронной системы обмена информацией
EDIFACT Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport система обмена электронной информацией в сфере управления, торговли и транспорта
EDP electronic data processing электронная обработка данных
е.g. for example например
EIR eguipment interchange receipt (containers) обменная карта для приема-сдачи контейнеров, уточняющая их состояние в момент передачи
encl. enclosure вложение, приложение
ЕТА expected time of arrival ожидаемое время прибытия
ETD expected time of departure ожидаемое время отправления
ЕТS expected time of sailing ожидаемое время отплытия
excl. excluding исключая
EXW Ех works (Incoterms) франко завод (Инкотермс)

(15) Приписка в конце счета или фактуры, дающая право на последующее исправление неточностей.

(16) Условная валютная единица, рассчитываемая на базе «корзины» из национальных валют стран-членов ЕЭС и представляющая собой одну из форм международных кредитных денег. Официально ЭКЮ введена в действие вместе с Европейской валютной системой в марте 1979 г.

(17) Электронный обмен информацией представляет собой передачу электронными средствами связи от одного компьютера к другому коммерческих, транспортно-экспедиторских, административных и других сведений с использованием согласованных типовых кодов.

F

FAA free of all average свободно от ответственности за любую аварию (условие страхования)
f.a.c. fast as can (loading or discharge) так быстро, как возможно. Термин применяется при погрузочно-разгрузочных операциях
F.А.С. forwarding agent’s commission экспедиторская комиссия
FАК freight all kinds фрахт за любые грузы
FALPRO Special Programme on Trade Facilitation (UNCTAD) Специальная программа по упрощению торговых процедур (УНКТАД)
F. and D. freight and demurrage фрахт и демередж (18)
f. а. q. fair average quality справедливое среднее качество, по среднему качеству (19)
FАS Free alongside ship (Incoterms) свободно вдоль борта судна (Инкотермс)
FBL FIATA Multimodal Transport Bill of Lading (FIATA Document) транспортный коносамент смешанной (мультимодальной) перевозки ФИАТА (20)
FCA Free carrier (Incoterms) франко перевозчик (Инкотермс)
FCL full container load полногрузный контейнер, груз для полной загрузки контейнера
Fco. franco; free свободный; свободно, франко (21)
FCR Forwarders Certificate of Receipt (FIATA Document) экспедиторская расписка в приеме груза (документ ФИАТА) (22)
FCSR & СС free of capture, seizure, riots and civil commotions свободно от ответственности за захват, арест, беспорядки и гражданские волнения (условие страхования)
FCT Forwarders Certificate of Transport (FIATA Document) Экспедиторский сертификат на перевозку груза (документ ФИАТА) (23)
FFI FIATA Forwarding Instructions (FIATA form) инструкция ФИАТА на отправку груза (форма ФИАТА, экспедиторское поручение)
f.g.а. free of general аvеragе свободно от ответственности за общую аварию (24)
FHEX Fridays and Holidays excepted пятницы и праздничные дни исключаются (25)
f.i. free in свободно от расходов по погрузке (26)
f.i.a.s. free in and stowed свободно от расходов по погрузке и штивке (27)
FIATA FCR Forwarders Certificate of Receipt Экспедиторская расписка в получении груза
FIATA FCT Forwarders Certificate of Transport Экспедиторский сертификат перевозки
FIATA SDT Shipper’s Declaration for the Transport of Dangerous Goods Отправительская декларация на перевозку опасных грузов
FIATA SIC Shippers Intermodal Weight Certification Отправительский интермодальный весовой сертификат
F.I.B. Free into barge франко баржа
f.i.c. freight, insurance, carriage фрахт, страхование, перевозка
f.i.h. free in harbour свободно в гавани, франко порт
f.i.o. free in and out свободно от расходов по погрузке и выгрузке (28)
f.i.o.s. free in and out stowed свободно от расходов по погрузке, выгрузке и стивидорным работам на борту судна (29)
firavv first available vessel первое отходящее судно
FIS freight, insurance and shipping charges фрахт, страхование и расходы по погрузке
f.i.w. free into waggon франко вагон с погрузкой
FLT forklift truck вилочный погрузчик
f.o. free out свободно от расходов по выгрузке
FOB free on bоаrd (Incoterms) свободно на борту (Инкотермс)
F.О.С. flags of convenience удобные флаги (30)
F.O.D. free of damage свободно от ответственности за ущерб
f.o.w. first open water первая открытая вода, с открытием навигации
F.Р.А. free of particular average свободно от частной аварии (31)
FPAD freight payable at destination фрахт оплачивается в пункте назначения
FR flat rack (container) контейнер-платформа
Frt. fwd. freight forward фрахт подлежит уплате в порту выгрузки
ft.ppd. freight prepaid фрахт уплачен заранее
frt.ton freight ton обмерная фрахтовая тонна (1,12 куб. м или 40 куб. футов)
ft foot(feet) Фут(ы) = 0,3048 м
FWB non-negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill Нетоварораспорядительная мультимодальная транспортная накладная ФИАТА
FWC full loaded weight & capacity (container) с использованием грузоподъемности и грузовместимости контейнера
fwdr. forwarder экспедитор
FWR FIATA Warehouse Receipt (FIATA Document) складская расписка ФИАТА

(18) Демередж — денежное возмещение, оплачиваемое фрахтователем перевозчику за задержку судна при производстве грузовых операций с превышением времени, обусловленного договором. Демередж исчисляется на основе ставки, указанной в договоре.

(19) Условие, применяемое при продажах зерна и некоторых других товаров.

(20) ФИАТА — Международная федерация экспедиторских ассоциаций, Цюрих.

(21) В практике внешней торговли условие продажи, по которому продавец обязуется доставить товар в определенное договором место за свой счет и риск.

(22) Экспедиторская расписка удостоверяет принятие экспедитором в свое распоряжение определенных товаров. Выдачей расписки экспедитор подтверждает свое обязательство по доставке/сдаче товара грузополучателю, указанному в этой расписке. Расписка в основном используется продавцами при поставках на условиях «франко завод» для доказательства выполнения ими своего обязательства по контракту купли-продажи и таким образом, как правило, не связана с последующей перевозкой товара. Расписка признана Международной торговой палатой в качестве платежного документа.

(23) Экспедиторский сертификат на перевозку предполагает ответственность экспедитора за перевозку товара до пункта назначения на условиях, указанных в этом сертификате. Он также может служить платежным документом.

(24) См. примечание к General average.

(25) Условие чартер-партии, в соответствии с которым пятницы (в странах, исповедующих ислам) и праздничные дни исключаются из счета сталийного времени, т.е. времени, отведенного на погрузочно-разгрузочные операции судна согласно договору.

(26) Условие чартер-партии, согласно которому судно не несет расходов по погрузке.

(27) Судно не несет расходов по погрузке и штивке (укладке груза в трюме). Погрузка груза на судно состоит из нескольких операций: подъем груза на борт, опускание его в трюм, укладка и крепление в трюме. В международной торговой практике с учетом обычаев порта расходы по погрузке при поставке ФОБ могут быть разделены между продавцом и покупателем. Так, во многих портах условие поставки ФОБ предполагает оплату продавцом расходов по погрузке только на борт судна (до поручней), а расходы по дальнейшей погрузке в трюм, укладке (штивке) и креплению оплачивает покупатель или зафрахтованное им судно. Поэтому в контрактах купли-продажи и в чартерах стороны уточняют, какая из них несет расходы по погрузке, штивке и соответственно выгрузке. При этом условие поставки ФОБ стоуд означает, что продавец несет все расходы по погрузке и штивке груза в трюмах судна.

(28) Условие чартер-партии, согласно которому судно не несет расходов по погрузке и выгрузке.

(29) Судно не несет расходов по погрузке и выгрузке, включая трюмные работы.

(30) Термин, употребляемый в связи с практикой регистрации судовладельцами своих судов в зарубежных странах с либеральным налоговым режимом во избежание высокого налогового обложения в своей стране.

(31) Страхование без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения.

 

 

 

G

G.A. general average общая авария (32)
G.А.А. General Average Agreement (bond) соглашение об общей аварии, аварийный бонд, гарантия
G.А.С. general average contribution долевой взнос по общей аварии
G.В.L. Government Bill of Lading правительственный коносамент
G.С. general cargo генеральный груз, тарно-упаковочный груз
G.C.R. general cargo rates ставки на перевозку генерального груза
GDP gross domestic product валовый внутренний продукт
gds goods товар, товары, груз
GFА general freight agent генеральный экспедитор
GМТ Greenwich Meantime гринвичское среднеевропейское время
GNP gross national product валовой национальный продукт, совокупный общественный продукт
GRТ gross registered tonnage валовая вместимость судна, брутто-регистровый тоннаж (33)
gr wt gross weight вес брутто
GSA General Sales Agent генеральный агент по продаже
GST goods and services tax налог на товары и услуги
Guatemala City Protocol (1971) Protocol to amend the Convention for the Unification of certain Rules relating to International Carriage by Air signed at Warsaw on 12 October 1929 as amended by the Protocol at the Hague on 28 September 1955 (not in force) Протокол изменения к конвенции об унификации отдельных правил, регулирующих международные воздушные перевозки, подписанных в Варшаве 12 октября 1929 г. с изменениями, предусмотренными Гаагским протоколом от 28 сентября 1955 (ныне не действует)
Guadalajara Supplementary Convention (1961) Convention Supplementary to the Warsaw Convention for the Unification of certain Rules relating to International Carriage bу Air performed by а person other than the contracting carrier Дополнительная конвенция к Варшавской конвенции по вопросам унификации отдельных правил международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся договорным перевозчиком

(32) Убытки, возникшие от намеренно и разумно принятых мер (чрезвычайные расходы или частичные пожертвования груза или оборудования судна) в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности полной гибели. Убытки по общей аварии распределяются между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости, установленной в диспаше по застрахованным объектам (судно, груз, фрахт); убытки возмещаются соответствующим страховщиком в размере, установленном диспашей. К убыткам по общей аварии, в частности, относятся: а) убытки от выбрасывания за борт части груза или оборудования судна в целях его облегчения, повышения остойчивости и т.п.; б) убытки от подмочки груза в связи с тушением пожара на судне; в) расходы, причиненные судну и грузу мероприятиями по снятию судна с мели (наем буксиров, спасательного судна, выгрузка и обратная погрузка груза и пр.).

(33) Валовая регистровая вместимость исчисляется на основе регистровых тонн (1 р.т. = 100 куб.футов = 2,83 куб.м). Устанавливается путем обмера всего внутреннего объема судна в отличие от нетто регистрового тоннажа, который определяется обмером грузовых помещений судна. Обе эти единицы служат для статистического учета, а также в некоторых случаях для определения портовых сборов и ставок демереджа/диспача.

H

Hague Prot. (1955) Protocol to amend the Convention for the Unification of certain Rules relating to the International Carriage by Air signed at Warsaw on 12 October 1929 Протокол, дополняющий Конвенцию по унификации отдельных правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанную 12 октября 1929 г. в Варшаве
Hague Rules International Convention on the Unification of Certain Rules relating to Bills of Lading (1924) Международная конвенция об унификации отдельных правил, регулирующих условия коносамента (1924)
Hague/Visby Rules Protocol to amend the International Convention for the Unification of certain Rules of Law relating to Bills of Lading (Brussels 1968) Международная конвенция об унификации отдельных положений закона, регулирующих условия коносамента (Брюссель, 1968 г.)
Hamburg Rules United Nations Convention on the Carriage of Goods by Sea (1978) Конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978 г.)
HAWB House Air Waybill Фирменная, домашняя (внутренняя) авианакладная (34)
HAZCHEM Hazardous Chemical Code код опасных химических товаров
hdlg handling транспортная обработка грузов
HERMES Handling European Railway Message Exchange-System система обмена информацией между Европейскими железными дорогами по вопросу обработки грузов
hgt height высота
h/lift heavy lift тяжеловесный груз
Н.Q. headquarters главное управление, главная контора
HS Harmonized System (ССС Convention) таможенная гармонизированная система. Конвенция международного таможенного совета
h.р. horse power лошадиная сила

(34) House Air Waybill выполняет функции, аналогичные морскому сквозному коносаменту, выписываемому экспедитором при морской перевозке. При воздушных перевозках, как правило, выдается экспедитором, занимающимся комплектацией сборных отправок.

I

i.а.w. in ассоrdаnсе with в соответствии с
I.С.С. Institute Cargo Clauses Правила страхования грузов Объединения лондонских страховщиков (35)
ICD inland clearance depot пункт таможенной очистки товаров, расположенный внутри страны
i.e. that is то есть
IMDG International Maritime Dangerous Goods Соdе международный код опасных грузов, перевозимых морским путем
in. inch(es) дюйм(ы) (2,54 см)
inсl. including включая
INCOTERMS Standard conditions for sale and delivery of goods (issued by ICC, Paris) стандартные условия продажи и поставки товаров, выпущенные Международной торговой палатой, Париж
info information информация, сведения
INMARSAT International Convention on the International Maritime Satellite Organization Конвенция о международной морской спутниковой организации
ins. insurance страхование
INTRM intermediate point промежуточный пункт
inv. invoice счет
I.P.A. including particular average включая ответственность за частную аварию (условия страхования)
ISDN Integrated Services Digital Network Объединенная вычислительная сервисная сеть
i.o.u. I owe уоu долговая расписка (условное обозначение); я вам должен, я вам обязан

(35) I.С.С. используются страховыми компаниями и страхователями грузов во всем мире в качестве общепризнанного источника условий транспортного страхования грузов.

K

kg(s) kilogram(s) килограмм(ы)
km kilometre километр
km.р.h. kilometres per hour километры в час
km2 square kilometre квадратный километр
kn knot(s) морской узел (морские узлы) (36)
kW kilowatt киловатт
kWh kilowatt-hour киловатт-час
Kyoto Convention International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures (1973) (ССС Convention) Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (1973 г.) (Конвенция Международного таможенного совета)

(36) 1 узел = одной морской мили или 1853 м в час.

 

L

L /A Lloyd’s agent агент Ллойда (37)
LASH lighter aboard ship лихтер на борту судна, судно-лихтеровоз
Lat., lat. latitude широта (географическая)
1b(s) pound(s) фунт(ы) (0,4536 кг)
L/C Letter of credit аккредитив (38)
LDG leading ведущий, руководящий, передовой
1.& d. loss and damage утрата и повреждение
1.& u. loading and unloading погрузка и разгрузка
LCL less than container load (less than саr load) партия груза меньше вместимости контейнера (меньше вместимости вагона)
leg. legal законный
LEL lower explosive limit нижняя точка взрыва
LFL lower flammable limit нижняя точка возгорания
1gt. long ton; long tons длинная (английская) тонна(ы) = 2240 англофунтов 1016 кг
liq. liquid жидкий; ликвидный, быстро реализуемый
Lkg/Bkg leakage & breakage утечка и бой
LNG Liquefied natural gas сжиженный натуральный газ
L.O.A. length over а1l наибольшая длина, предельная длина
LO/LO lift on, lift off общепринятый способ погрузки судов. Груз поднимается и опускается; подъем, снятие
load loading погрузка
loc. local; location местный; месторасположение
Long., long. longitude долгота (географическая)
LPG Liquefied petrochemical gas сжиженный нефтехимический газ
LSD landing, storage and delivery charges расходы по выгрузке на берег, хранению и доставке
LT letter telegram письмо-телеграмма
L.T. local time местное время
L/T liner terms линейные условия (39)
LTA lighter than air system (airships) система легче воздуха (воздушные суда)
1tge lighterage лихтеровка (погрузка и разгрузка посредством лихтеров). Плата за пользование лихтерами
1tr. lighter лихтер (40)
lump lump sum люмпсум — общая сумма без дифференцирования составляющих частей. Оплата фрахта по аккордной ставке, за все судно

(37) Крупнейшая страховая компания мира.

(38) Аккредитив — это соглашение, в силу которого банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), действуя по просьбе и на основании инструкций приказодателя аккредитива, должен произвести платеж третьему лицу, в пользу которого выставлен аккредитив (бенефициару) или дать полномочия другому банку произвести такой платеж. Оплата производится против предусмотренных в аккредитиве документов и с соблюдением условий аккредитива. Аккредитив — это обособленное соглашение (как правило, между банками), которое юридически не связано с контрактом купли-продажи, заключенным между приказодателем аккредитива (покупателем) и бенефициаром (продавцом). На бенефициара не распространяются договорные отношения, существующие между банками или между приказодателем аккредитива и банком-эмитентом. В силу этого бенефициар, получив от банка условия открытого в его пользу аккредитива, должен проверить их соответствие условиям контракта купли-продажи, подписанного им со своим покупателем (приказодателем аккредитива), и в случае, если у него имеются замечания, потребовать непосредственно от покупателя внесения соответствующих изменений в условия аккредитива, уведомив банк, что аккредитив им не принимается впредь до внесения приказодателем необходимых изменений в условия аккредитива. Аккредитивы могут быть отзывными и безотзывными. Только безотзывный аккредитив при соблюдении всех его условий представляет собой твердое обязательство банка-эмитента в отношении платежей. Подтвержденный аккредитив означает, что банк-эмитент получил согласие другого банка на то, чтобы последний подтвердил аккредитив и тем самым принял на себя твердые обязательства по оплате. Переводным является аккредитив, по которому бенефициар имеет право просить банк, производящий платеж, о том, чтобы аккредитивом могли пользоваться одно или несколько других лиц (вторые бенефициары). В условиях поручения банку на открытие аккредитива приказодатель предусматривает порядок платежа, перечень представляемых платежных документов (например, счет, коносамент, накладная, страховой полис, сертификат качества, сертификат происхождения и др.), требования к содержанию транспортных, страховых и других документов, предельный срок отгрузки товара по транспортному документу, срок действия аккредитива и другие реквизиты. При подготовке условий аккредитива приказодатель (покупатель) должен придерживаться условий контракта, заключенного им с бенефициаром  (продавцом). Международная торговая палата, разработала и ввела в действие  1 октября 1984 г, унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, в которых подробно сформулирована вся гамма вопросов, регулирующих открытие и использование аккредитивов.

(39) Условие договора морской перевозки, по которому судно оплачивает за свой счет стоимость погрузочно-разгрузочных работ.

(40) Лихтер — грузовое, главным образом, несамоходное судно баржевого типа, предназначенное для рейдовых и внутрипортовых перевозок. Специальные лихтера используются для перевозки грузов на дальние расстояния в судах-лихтеровозах.

M

М minimum (rate classification) минимальный, минимум (показатель, коэффициент классификации ставок)
m metre(s) метр(ы)
m3 cubic metre(s) кубический метр(ы)
МАСН modular automated container handling автоматизированная система обработки контейнеров
mat material вещество, материал
MAWB Master Air Waybill международная авианакладная, выданная авиакомпанией
Mdse merchandise товар, товары
MEGC’s Multiple Element Gas Containers многоцелевые газовые контейнеры
MFN Most Favoured Nation страна, пользующаяся режимом наибольшего благоприятствования, наиболее благоприятствуемая нация (41)
М.Н. Merchants Haulage перевозка средствами торгующей фирмы
M/R mate’s receipt штурманская расписка (42); расписка помощника капитана в приеме груза
М + R maintenance and repair (centre) центр по обслуживанию и ремонту
mi mile(s) миля, мили
Montreal Prot. Nо. 4 (1975) Protocol to amend the Convention for the Unification of certain Rules relating to International Carriage by Air signed at Warsaw on 12 October 1929 as amended by the Protocol done at the Hague on 28 September 1955 Протокол изменений к Варшавской конвенции от 12 октября 1929 г. по унификации ряда правил грузовых воздушных перевозок с дополнениями, внесенными протоколом, подписанным в Гааге 28 сентября 1955 г.
msbl missing bill of lading недостающий, отсутствующий коносамент
msca missing cargo отсутствующий, пропавший, утерянный, недостающий груз
МТ motor tanker наливной теплоход, танкер
MTD multimodal transport document документ смешанной (мультимодальной) перевозки
МТО multimodal transport operator оператор смешанной (мультимодальной) перевозки
М/S Motor ship теплоход, судно
M/V Motor Vessel теплоход, судно

(41) Право наиболее благоприятствуемой нации — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет другому по договору такие же благоприятные условия, какими пользуется или будет пользоваться в дальнейшем любое третье  государство на территории первого.

(42) Штурманская расписка — документ, выдаваемый судовой администрацией, обычно грузовым помощником капитана, подтверждающий принятие на судно определенной партии груза для перевозки, с указанием наименования груза, числа мест, маркировки и порта назначения. В штурманскую расписку вносятся также разногласия по подсчету мест, замечания относительно ограничения ответственности перевозчика в случае недостатков в состоянии самого груза или его упаковки. Штурманская расписка служит одним из оснований для выписки коносамента.

 

N

N normal (rate  classification) нормальный (показатель классификации ставок)
NAABSA Not always afloat but safely aground не всегда на плаву, но безопасно на грунте (43)
NAOCC Non Aircraft Operating Соmmon Carrier договорный авиаперевозчик, не обладающий воздушными транспортными средствами
NAWB Neutral Air Waybill (forwarders Air Waybill) экспедиторская авианакладная
ncv nоn customs (commercial) value стоимость, не предназначенная для таможенных целей
n.e.s. not elsewhere specified не указанный где-либо в другом месте
n.f.o. not free out не свободно от расходов по выгрузке
NGO nоn governmental organization неправительственная организация
n.1.t. not 1ater than не позднее чем
n/n nоn-negotiable нетоварораспорядительный, не дающий право на получение товара
N.,No.,Nr. number номер, число, количество
N/O nо оrdеrs нет распоряжения, нет заказа
n.о.е. not otherwise enumerated не перечисленный иным образом
n.о.р. not otherwise provided иным образом не предусмотренный
n.o.r. not otherwise rated иначе не тарифицированный
n.o.s. not otherwise specified иным образом не обусловленный
N/R note of readineas извещение о готовности
NRT net registered ton нетто-регистровая тонна (см. GRТ)
nt wt net weight вес нетто
n.v.d. nо value declared без объявленной стоимости
NVOCC Non Vessel Operating Common Carrier договорный перевозчик, перевозчик, не располагающий судами (44)

(43) Условие чартер-партии, по которому судовладелец предоставил право фрахтователю производить грузовые операции в приливном порту, в котором судно в период отлива ложится на грунт, однако при полном отсутствии риска получения судном повреждения.

(44) Договорный перевозчик в противоположность фактическому перевозчику, обладающему транспортными средствами (судами). Как правило, договорными перевозчиками выступают экспедиторы, которые берут на себя обязательство и ответственность за доставку груза в качестве оператора перевозки.

 

 

O

OBO Оrе Bulk Oil (carrier) нефтерудовоз, комбинированное судно для перевозки руды и нефтепродуктов
O.В.S. Oil Bunker Surcharge надбавка к цене жидкого бункера
OB/L Ocean Bill of Lading морской, океанский коносамент
O/D on deck на палубу, на палубе
ODS operating differential subsidy дифференциальная субсидия на эксплуатацию судов
OFА осеаn freight agreement соглашение о морском фрахте
O.R. owner’s risk на риск владельца
O.R.В. owner’s risk of breakage поломка относится на риск владельца
O.R.D. owner’s risk of damage ущерб относится на риск владельца
О.R.F. owner’в risk of fire ущерб от пожара относится на риск владельца
ОТ open top (container) контейнеры с открытым верхом
o.t.o.r. on truck or railway автотранспортом или по железной дороге

 P

р.а. рег аnnum (per year) в год
Р.А. particular average частная авария (страхование)
Para paragraph параграф, абзац, пункт
payt. payment платеж
Р.В.А. раid by agent оплачено агентом
P & D pick uр and delivery сбор и доставка груза
Р.& I. Protection and Indemnity Association Ассоциация защиты и страхования судовладельцев
Р.& I.clause Protection and indemnity clause оговорка о защите и страховании судовладельцев
Р.& I.Club Protection and Indemnity Club Компания по страхованию рисков судовладельцев
Р.& L. profit and loss прибыль и убытки
Р/С Paramount Clause условие первостепенной важности. Условие в коносаменте о подчинении коносамента Гаагским правилам
р.c.f. pounds реr cubic foot в фунтах веса за кубический фут
pct per cent процент
P.chgs. particular charges особые расходы
pd. раid оплаченный
p.D. partial delivery частичная поставка
p.h.d. реr hatch реr day на люк судна в день (45)
pkg package грузовое место, упаковка
Р/L partial loss частичная утрата
PLP parcel post почтово-посылочная служба
PLTC port liner term charges портовые расходы для линейных судов (на линейных условиях)
pmt prompt срочный, немедленный
P/N promissory note простой вексель, долговое обязательство (46)
P/O purchase order заказ на закупку
Р.O.В. post office box почтовый ящик (абонентный)
Р.O.D. payment on delivery; раid on delivery платеж при доставке, оплачено при доставке
POD port of discharge порт разгрузки
POL port of loading порт погрузки
РОR port of refuge порт-убежище
pp/ppd prepaid оплаченный заранее. Стоимость перевозки оплачена вперед
p.t. per ton за тонну
ptly pd partly paid частично оплаченный
p.t.w. per ton weight за весовую тонну
pt/dest port of destination порт назначения
pt/disch port of discharge порт разгрузки
PTL partial total loss часть суммы от общего убытка

(45) Один из методов определения нормы погрузки/разгрузки судов в чартерах или контрактах купли/продажи.

(46) Вексель — документ, составленный с соблюдением предписанной законом формы и заключающий в себе обязательство об уплате определенной денежной суммы. Векселя бывают переводными (тратта) и простыми.

Q

Q Quantity (rate classification) количество (показатель классификации ставок)
Q.c.o. quantity at captain’s option количество по опциону капитана (47)
qlty Quality качество
qty Quantity количество
Qn Quotatiоn котировка, курс, расценка, цена, биржевая цена
q.v. quod vide (which see) смотрите

(47) При перевозке массовых грузов на условиях чартер-партии капитану судна, в зависимости от наличия на борту бункера и других запасов, предоставляется право допускать отклонения в приеме и погрузке груза от базисного количества в пределах, установленных чартер-партией (обычно до +- 10%). Это право называется опционом капитана.

R

R reduced class rate (rate classification) сниженная тарифная ставка (показатель классификации ставок)
rcpt receipt получение, расписка, квитанций
rcvd received полученный, получено
r/c return cargo обратный груз
RCU rate construction unit структурная тарифная единица
red. reduced сокращенный, пониженный
ref. reference ссылка, указание, справка
rep. representative представитель, типичный
REMCE remittance денежный перевод
Rentcon rent-а-container аренда контейнера
rest. restrict(ed) ограничить, ограниченный
retd. returned or retired выкупленный, изъятый из обращения, оплаченный
R.I. reinsurance перестрахование (48)
RID International regulations concerning the international carriage of dangerous goods by rail Международные правила, относящиеся к международной перевозке опасных грузов по железной дороге
RMD Rhine-Main-Danuhe Navigation System система навигации по рекам Рейн, Майн и Дунай
RNR rate not reported ставка не сообщена
R/O routing order поручение, распоряжение на перевозку
R.O.G. receipt of goods получение товаров
RO/RO roll-on/roll-off судно типа «Po-Po», судно с горизонтальной системой погрузки/разгрузки
RОТ reference our telex ссылка (ссылаясь) на наш телекс
RYT reference your telex ссылка (ссылаясь) на ваш телекс
round С/Р round charter party чартер-партия на круговой рейс
R.Р. reply paid с оплаченным ответом
r.t.b.а. rate to be arranged ставка подлежит согласованию
Ry. railway железная дорога, железнодорожный

(48) Операция между двумя страховыми компаниями, при которой основной страховщик передает часть риска другой страховой компании против выплаты соответствующей части страховой премии. Цель перестрахования заключается в дроблении крупных рисков между двумя и более страховыми компаниями.

S

S surcharge (rate classification) надбавка (классификационный показатель ставок)
S/C surcharge надбавка
s & с shipper and carrier грузоотправитель и перевозчик
S.& F.A. shipping and forwarding agent агент по погрузке и отправке товаров, экспедитор
SCR specific commodity rate специальная ставка за перевозку товара. Ставка за перевозку особых грузов
S/D sailing date дата отплытия
S.d. small damage незначительное повреждение, незначительные убытки
S/d sight draft тратта, срочная по предъявлении
SDR Special Drawing Rights специальное право на получение валюты в МВФ (49)
SDT Shipper Declaration for the Transport of Dangerous Goods (FIATA form) декларация отправителя о перевозке опасных грузов (бланк ФИАТА)
SHEX Sundays and Holidays excluded воскресенья и праздничные дни исключаются (50)
sld sailing date дата отхода
s.l.& с. shippers’load and count погрузка и тальманские расходы (51) осуществляются отправителем
S.L./N.L. ship lost or not lost погибло судно или не погибло (52)
SLI shippers letter of instruction инструкция отправителя
S.O.L. shipowner’s liability ответственность судовладельца
S.Р.А. subject to particular average подпадающий под действие частной аварии (страхование)
sq.cm(s) square centimetre(s) квадратный сантиметр(ы)
sq.in(s) square inch(es) квадратный дюйм(ы)
SRCC strike, riots, civil commotions забастовка, беспорядки, гражданские волнения
S/S steamship судно (пароход)
stvdrs stevedores стивидоры, грузчики; фирма, выполняющая стивидорные работы
sub L/C subject to letter of credit being opened при условии открытия аккредитива
sub licence subject to licence being granted при условии выдачи лицензии

(49) В 1970 году в качестве составной части валютных резервов центральными банками основных капиталистических стран введены так называемые специальные права на получение валюты в Международном валютном фонде (МВФ). Эта валюта, получившая название «бумажное золото», выпускается МВФ и предоставляется странам-членам пропорционально доле их участия в капитале фонда. Специальные права заимствования могут быть использованы в основном для регулирования балансов международных платежей. Страна, имеющая на своем счете эту валюту, может ее использовать на покрытие пассивного сальдо платежного баланса.

(50) Условие чартер-партии, согласно которому из счета сталийного времени, отведенного для погрузки или выгрузки судна, исключаются воскресные и праздничные дни.

(51) Тальман — присяжный счетчик — лицо, учитывающее количество груза, передаваемого на борт судна при погрузке и принимаемого с судна при разгрузке.

(52) Условие чартер-партии, согласно которому фрахтователь обязан оплатить фрахт судовладельцу, даже если судно погибло во время рейса.

T

t ton тонна
Т.А. telegraphic аddress телеграфный адрес
ТАСТ the air cargo tariff (IATA) тариф на перевозку грузов воздушным транспортом (ИАТА)
TBL through bill of lading сквозной коносамент (см. примечание «B/L»)
TBN to be named (ship) судно должно быть номинировано
Т/С time charter тайм-чартер (53)
ТС traffic conference аrеа (IATA) зона действия конференциальных перевозок (ИАТА)
ТС transcontainer грузовой контейнер
TD time of departure время отправления
TDO telegraph delivery order телеграфное распоряжение о выдаче товара
ТЕЕМ Trans-Europe-Express Merchandises (rail service) Трансевропейский товарный ж.д. экспресс
TEU twenty foot equivalent unit (containers) единица измерения большегрузных контейнеров, эквивалентная 20-футовону контейнеру
TIF international transit by rail международное железнодорожное (транзитное) сообщение
TIR Customs Convention on the international transport of goods under cover of TIR carnets (for international road transport) Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП или Конвенция ТИР) (54)
TL total 1оss полная утрата, гибель
TLF tariff level factor тарифный уравнительный коэффициент
tnge tonnage тоннаж
Т.О.D. time of dispatch срок, время отправки
ТОFС Trailer on board flatcar прицеп на ж.д. платформе
Т.О.R. time of receipt время получения
tot terms of trade условия сделки, условия продажи, торговые условия
ТОТ time of transmission время передачи
tot. total всего, итого, весь, полный, целый
TOW tier on weight (container stacking according to weight) укладка контейнеров в ярусы, штабели в зависимости от веса
TPND theft, pilferage, nоn delivery кража, хищение, недоставка
tr tare тара, вес упаковки
T/S transshipment перегрузка, переотправка, перевалка

(53) Договор фрахтования судна на время. По такому договору судовладелец предоставляет в пользу фрахтователя судно на определенный срок за обусловленную плату. Обычно в тайм-чартере предусматривается, что владелец судна несет расходы по содержанию судового экипажа, по поддержанию судна в годном для эксплуатации состоянии и по страхованию его, а фрахтователь, кроме платы судовладельцу за пользование судном, принимает на себя оплату бункера, воды, портовых, канальных сборов, и других текущих и эксплуатационных расходов.

(54) Режим TIR позволяет грузовым автомобилям пересекать государственные границы без досмотра груза, поскольку эти операции осуществляются в пунктах отправления и назначения.

U

u.c. usual conditions обычные условия
U.D. under deck под палубой
U.D.K. upper deck верхняя палуба
ULCC Ultra Large Crude Carrier (oil) крупнотоннажный танкер для перевозки сырой нефти
ULD unit load device (aircraft) приспособление для погрузки/разгрузки укрупненных грузовых мест (самолеты)
U/w Unrierwriter морской страховщик

V

val. value стоимость
VAT value added tax налог на добавленную стоимость
V.C. vessels convenience по выбору судна
Vеs. Vessel судно
VIC Very Important Cargo весьма важный груз
VIO Very Important Object весьма важный объект (предмет, цель)
VIP Very Important Реrsоn высокопоставленное лицо
VLCC Very Large Crude Carrier (oil) крупнотоннажный танкер для перевозки сырой нефти
VOCC Vessel Operating Common Carrier фактический перевозчик, владеющий судами (в отличие от договорного)
vol volume объем, физический объем, емкость, вместимость, том
v.v. vice versa наоборот, обратно

 

 

W

Warsaw Convention Convention for the Unification of certain Rules relating to International Carriage bу Air (1929) Конвенция об унификации некоторых правил перевозки грузов воздушным транспортом (1929 г.)
W.А. with average (Institute Cargo Clause) с ответственностью за аварию (условие Объединения лондонских страховщиков), см. ICC
W/В Way-bill транспортная накладная
w.b.d. will be done будет исполнено, будет сделано, будет выполнено
w.c. with costs с возложением судебных издержек на сторону, проигравшую дело; включая расходы
w.c.c.o.n. whether cleared customs or not независимо от того, проведена ли таможенная очистка или нет
W/d working day(s) рабочий день (дни)
wdt/wth width ширина
w.е.f. with effect from вступает в действие с
WG Working Group рабочая группа
wgt weight масса, вес, тяжесть, груз
whf wharfage причальный сбор
Whse Warehouse склад, товарный склад
WIPON whether in port or not в порту или нет
wk week неделя
w/m weight/measurement вес/обмер
W/O, w/o without без
weather permitting при условии благоприятной погоды, если позволит погода
w.р.а. with particular average с ответственностью за частную аварию (страхование)
W.R. Warehouse Receipt складская расписка
W.R.I. War Risk Insurance страхование военных рисков
wt. weight вес, масса, груз
w/t weight tons весовые тонны
w/v weight/volume вес/объем (55)
WW warehouse warrant складочное свидетельство, складской варрант
ww world-wide всемирный, мировой, имеющий распространение во всем мире
Wwd weather working days погожие рабочие дни
www world wide web всемирная информационная система связи

(55) Условие чартера, согласно которому судовладелец имеет право взимать фрахт за перевозку по своему усмотрению — либо за весовые, либо за объемные единицы измерения.

X

Х.Х. extra добавочный, дополнительный
x l & u l exclusive of loading and unloading исключая погрузку и выгрузку
express paid оплачено срочной пересылкой
х pri without privileges без привилегий, без преимуществ

Y

yd yard ярд (мера длины = 3 фунтам = 0,914 м)
y/c your cable ваша телеграмма
yday yesterday вчера
у/l your letter ваше письмо
y/o your order ваш заказ
Подробнее

Типы контейнеров

В транспортной логистике основной единицей для временного хранения и перевозки товаров является транспортный модуль больших габаритов и грузоподъемности. Международная классификация контейнеров и назначение оборудования приняты согласно рекомендациям ISO в разных странах и подразделяет контейнеры на:

  • контейнеры-рефрижераторы. Отличаются от остальных видов наличием рефрижераторных агрегатов и термоизолированных корпусов. Такая особенность конструкции позволяет поддерживать внутри модуля температуру от +25˚C до — 25˚C. Перемещение потоков охлаждающего или нагревающего воздуха обеспечивается наличием Т-образных профилей пола, куда и направляются воздушные потоки от агрегата с последующим распределением по всему объему;
  • универсальные модули – транспортные единицы для штучных (укрупненных или мелкоштучных) грузов массой брутто 3–5 тонн и длиной 10 английских футов. Полностью герметичные контейнеры имеют жесткие боковины, торцы и крышу. Оборудованы распашной дверью в торце для возможности загрузки-выгрузки;
  • вентилируемые контейнеры. Предусмотрено исполнение с естественной и принудительной вентиляцией. Предназначены для транспортировки товаров, нуждающихся в создании для них специальных условий перевозки (пряностей, какао-бобов, кофе в зернах и пр.);
  • танки-контейнеры, они необходимы для транспортировки сжиженных газов и веществ в жидком состоянии, в том числе и для опасных, ядовитых или пищевых жидкостей. Представляют собой цилиндрические цистерны на ISO-раме, которые можно транспортировать как сухопутным, так и морским транспортом;
  • контейнеры-платформы предназначаются для перевозки несыпучих грузов – техники, стройматериалов, металлопроката, леса и других негабаритных товаров. Имеют основание, оборудованное угловыми фитингами.
Подробнее

Типы и размеры ж/д вагонов

Перевозка грузов по железной дороге осуществляется различными типами подвижного состава. В зависимости от характера груза, конструкции кузова, способов погрузки и выгрузки, а также обеспечения сохранности грузов различают: крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа и реф-вагоны.
Крытый грузовой вагон используется для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов вагона представляет собой конструкцию, состоящую из рамы с полом, 4-х стен и крыши. Погрузка и выгрузка в универсальных крытых вагонах осуществляется через двери, расположенные в боковых стенах.

Полувагон предназначен для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Так как полувагоны не имеют крыши, то это позволяет полностью механизировать погрузку. Для перевозки сыпучих грузов существуют полувагоны с люками в полу, который позволяют механизировать выгрузку таких грузов.

Хоппер (англ. hopper — бункер) — разновидность полувагона, используемая для массовых перевозок удобрений, цемента, зерна и других сыпучих грузов. Для защиты от атмосферных осадков, применяются крытые хопперы с загрузочными люками на крыше.

Платформа — вагон, применяемый для перевозки машин, оборудования, длинномерных грузов, контейнеров, а также сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
Контейнерные платформы не имеют бортов и оборудованы специальными замками для крепления большегрузных универсальных контейнеров любых типов.
Платформы для перевозки леса имеют торцевые стены и дополнительные специальные стойки, предотвращающие смещение груза.

Вагон-цистерна применяется для перевозки жидких грузов, сжиженных газов и порошкообразных материалов.

Подробнее

ИНКОТЕРМС 2010